27.04

О флагеРОЖДЕСТВЕНКА

ГЛАВНАЯ ТРУДОВИЧОК МАСЛЯНИЦА МАСЛЯНИЦА СОЛОВКИ ОТСЕБЯТИНА ХОРОВОД ПОСИДЕЛКИ ГАЛЕРЕЯ КОНТАКТЫ
Бакшевская масляница

Бакшевская масляницаБакшевская масляница

Что такое
Бакшевская Масляница?

История
Бакшевской Масляницы

Ход праздника

Масляничные песни и игры

Правила поведения на Бакшевской Маслянице

Частые вопросы

Автомобилистам

Материалы по теме

Викторина

Балаган

Миша Бакшевский
Миша Бакшевский

История масляниц:
(Осторожно - фотографии)

2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990 1989 1988 1987 1986
География Масляниц

Уважаемые представители СМИ!
Прежде, чем делать материал о Бакшевской Маслянице, ознакомьтесь с презентацией Бакшевской Масляницы и свяжитесь с нами: pressa@rozhdestvenka.ru

Тяп да ляп - вот и вышел корапь!!!

Первым делом для строительства Корабля требуется ответить на вопрос: "А нафига оно надо?". Если мозг-таки нашёл обоснования необходимости процесса - можно приступать.

Далее нужно определиться с порядком работ. Основная и весьма трудоёмкая (но зато многоразовая) часть - это парус. Делать её можно неспешно, в домашних условиях, единственное требование - сделать до праздника. Без этой детали остальные движения по строительству можно и не предпринимать.

А теперь - по порядку.

Требуется: металлическая снеговая лопата - одна, помощники в неограниченном количестве и присмотр за ними (дабы не разбежались), пластиковые лопаты - по числу наловленных помощников. Потом: гвозди, топор, подручные материалы типа "ёлка всякая", желательна бензопила, даже если помощники уже свыклись. Остальное будет указано ниже.

Снежная часть

Фотография: WomEOS

Технологий изготовления много, всё зависит от конкретной погоды.

  1. В моём случае на строительство почти всегда отводилась пара месяцев и можно было обойтись без проливки водой. Сначала насыпается продолговатый бурт, длиной 8-10 метров, высотой примерно в рост. Вовнутрь полезно убрать всевозможный мусор: сено, ветки, кусты, некондиционные деревья. Оно и арматура, и очистка поляны. Погода для этого процесса не важна, утаптывать при наличии арматуры тоже не обязательно. За несколько недель объект промёрзнет и сам. Единственное, о чём стоит подумать - не переборщить с арматурой в месте установки мачты. Основной упор при строительстве следует давать на нос и корму: их сделать "в последний момент" гораздо сложнее. Положительный уклон допускается, опять же, нос и корму лучше выводить повертикальнее. Наращивание бортов - это позже. Спешить незачем: если поставить бурт в начале зимы, его занесёт снегом и придётся чистить и убирать лишнее. Если есть время и снег, обычно достаточно раз в неделю отчищать 3-5 метров вокруг скульптуры.
  2. В дальнейшем, по мере приближения "часа Х", снег с нижней части бурта напиливается (бензухой с тупой цепью или металлической лопатой) и переносится вверх, чтобы получился небольшой отрицательный уклон на бортах. С этого момента снег вокруг и вблизи корабля надо потщательнее чистить, дабы промёрзло, но не намёрзло. С одного из бортов оставляется небольшой пандус, шириной порядка метра. Это для любопытных детей и случайно забредших, но оттого ещё более любопытных местных жителей, чтоб не поломали остальные борта.
  3. Когда время на часах покажет "незадолго до" - пандус можно убрать ("свернуть"), придать почти правильную форму снежной чушке (бензопилой), отогнать желающих залезть-посмотреть, и заниматься отделкой. Несбежавшие помощники к этому моменту переходят в разряд "доверенных лиц", их отгонять не надо!!!

Получившееся должно иметь отрицательный уклон, ширину - "шире паруса" и высоту - 1,7-2 метра, чтобы народ не прыгал на это безобразие с разбега.

Что касается скульптуры на носу - это зависит от погоды. Это как повезёт.

Парус

От него зависит габарит корабля. Прикидочно 1,5x3 метра.

Обязательная программа

  1. Обшить по краям тесьмой/лентой.
  2. Сделать 6 точек крепления: 4 по углам, ещё 2 по верхнему краю.
    Для крепления сгодятся небольшие отрезки верёвочек, подшитые в нужных местах.

Не-обязательная программа

  1. Точки крепления усиливаются несколькими слоями ткани, прошиваются, устанавливаются люверсы (металлические "дырочки" внутренним диаметром около сантиметра, обязательно с шайбой). Тогда верёвочки пропускаются в люверсы.
    Их можно сделать в любом металло/сумкоремонте или озадачить меня.
  2. Если хочется сделать совсем красиво - парус можно сделать сворачивающимся. Идея простая: изнутри нашивается 4 вертикальных ряда колечек для штор, в них пропускаются две бечёвки с привязкой к нижним кольцам. Длина бечёвок - три высоты паруса. Надо свернуть - потянул за середины обеих бечёвок. Ими же можно выполнить небольшой преднатяг, чтобы парус получил дополнительный объём. Чтобы развернуть, потребуются дополнительные бечёвки, подвязанные к нижнему краю паруса.
    Уточнение: конструкция требует продумывания по месту, иначе велик риск запутаться во всём этом такелаже. По опыту - развернуть парус гораздо сложней, чем свернуть.
  3. Украшательство. У нас используется 2 паруса, изукрашенных по-разному: зимний - батик (боится воды), летний - нашивной. Тут советовать нечего, желающим повторить проще нафантазировать что-либо самим. Однажды, в 2000 году, были сделаны 12 картонных раскрашенных щитов на борта.
  4. Флажки. Простая верёвочка с пришитыми к ней цветными лоскутками. Длина - с запасом, чтобы хватило от носа до кормы. Очень полезная и красивая вещь.

Всякое прочее

Лестница. Обычная, на 4-5 ступенек, с прибитой наискось планкой для жёсткости.

Палочки. Несколько "карандашиков" разной длины и толщины. От 0,5 до литра, то есть, тьфу, до метра длиной.

Рогатульки. У-образные ветки. На них крепятся растяжки и флажки. 1 спереди, 2 по бокам, 2 (лучше чем одна, но можно и три) сзади. Забить в снег перед финальной установкой. Нагрузка на них небольшая. Иметь запас на случай утраты.

Мачта. Желательна ровная сухая ёлка с минимумом сучков (сверху - можно оставить один-два). Высота - по месту, с учётом того, что метр от неё пойдёт в снег. Диаметр - 10-12 см. внизу. Низ обтёсывается или опиливается (я обычно снимаю 4 грани). За несколько недель до события - её надо воткнуть на место, как можно глубже, и раскачивать круговыми движениями. В получившийся бесснежный конус досыпАть снег и повторять раскачивание...
Если вы не программист - значит, вы добрались до этого предложения. К вечеру мачта снимается. Оставлять её в снегу надолго нельзя - вмёрзнет намертво. В перерывах на рабочие дни дырку под мачту надо закрывать: сгодится лапник, присыпанный небольшим слоем снега.
При правильной установке в снегу должно получиться нечто с плотными краями, в дальнейшем тексте ни разу не именуемое "коническим отверстием". Правильно установленная мачта должна иметь небольшой (почти незаметный) наклон вперёд, чтобы парус за неё не задевал. Вот для этой фиксации и понадобятся палочки - "карандашики".

Рей. В моём случае их обычно два, по числу парусов. Тонкая ровная ёлочка, сантиметров пяти диаметром. Немного, на 10-20 см., шире паруса.

Верёвки. Одна для подъёма паруса, по одной на каждый рей (привязывать к концам, параллельно оному, по центру тяжести рея сделать небольшой узелок-петлю). 2 - от нижнего края (каждого) паруса к боковым рогулькам, 2 - от рея к двум задним рогулькам. Желательно именно две рогульки, чтобы спокойно регулировать положение паруса, а третью - для гирлянды флажков.

Блок. Обычный, одношкивный. В принципе, можно найти в турмагах. Без него можно, но неудобно.

Карабин. Тоже из турмага. Привязать к подъёмной верёвке, цеплять верёвку на рей. Если парусов два - практически обязательная вещь.

Наглядная агитация. Бумажки А4 с надписью Жирным Шрифтом: "Доступ на Снежный Корабль до окончания праздника не разрешается". Несколько, с запасом, можно в файлах. Минимум - по одной с каждого борта. Крепятся тонкими палочками.

Финал

Последовательность действий, которые оставляются на время "за день до".

  1. Прибить к мачте небольшой прут - флагшток. Повесить на него спецфлажок.
  2. Привязать блок, вдеть в него подъёмную верёвку, сложить её пополам и временно зафиксировать. Если один из концов верёвки после подъёма мачты уйдёт вверх, будет весьма трудно его достать.
  3. Над блоком крепится гирлянда флажков. Просто оборачивается вокруг мачты.
    Для фиксации блока и гирлянды флажков в верхнюю часть мачты вбиваются гвозди (или используются сучки, оставленные ранее).
  4. Ставим и фиксируем мачту. Больше её снимать незачем. На высоте груди со стороны кормы вбиваем в неё под углом несколько гвоздей - на них наматываем "восьмёркой" свободный конец подъёмной верёвки.
  5. Вбиваем рогатульки, развешиваем гирлянду. Сзади позже обычно вешается ещё один флаг, на отдельном древке.
  6. Подгоняем реи к парусам, в соответствующих местах можно сделать пропилы, чтобы крепления не съезжали. Крепим на реи узлом-"удавкой" задние растяжки, поднимаем парус, крепим растяжки на рогульки.
  7. Отходим, смотрим, поправляем натяжение, повторяем этот пункт... так, программисты зависли в цикле ранее, так что всё в порядке.

Вот теперь можно красить. Раньше, чем "за день до" это делать незачем - краска поплывёт, а Корабль - нет.

После этого обязательно выставить охранение, лучше обнести постройку лентой-"волчатником": приезжающие обладают врождённым умением съезжать по бортам с разрушением краски, цепляться за верёвочки, причём, не имея цели их вырвать, - обязательно вырвут. Наиболее продвинутые могут и парус уронить. Про гениальную мысль незнакомых людей использовать Корабль как место для установки Фотоаппарата или Ребёнкаааааа!!! (, который - см. выше) и говорить нечего. Арсенал идей гостей практически безграничен, в рамках этой статьи всё перечислить невозможно. Первое место пока занимает неизвестный гражданин, который в 2004 году прямо при мне улёгся на борт, на котором аккуратно лежал расправленный парус. Моё обращение к нему продолжалось около 30 секунд, за это время я ни разу не повторился. Единственное слово из этой речи, которое я могу здесь привести, - "батик".

По опыту - время жизни Корабля с момента запуска на него гостей - от 20 минут до 2 часов. Что, собственно, от него и требовалось.

Историческая справка

Первый Корабль приплыл на Праздник в Малино, в 2000 году. Тогда единственный раз на нём использовался парус с кельтским крестом. В дальнейшем Корабль прижился, ассимилировался и обзавёлся двумя парусами: зимним, с Птичкой (также по кельтским мотивам), и летним, с Солнышком (мотив неизвестен))). Смена происходит во время штурма Крепости. С 2000 по 2004 год использовался как место для сожжения чучела Масляницы. Один раз, в 2007 году, в связи с трудными погодными условиями, выставлялся только летний парус - было просто некогда возиться со вторым.

Действующие лица и соучастники:
Лена Силантьева (Сандра) - автор идеи, автор двух парусов, строитель, отделка, раскраска.
Максим Грибоедов (GriboedovMC) - строитель, деревянные конструкции, такелаж, принудительный рекрутинг добровольцев, ругань на стройплощадке, безмерный пофигизм в последний день.
Вера Клокова (klokova-vera) - строитель, автор летнего паруса, такелаж, флажки, отделка, раскраска, дежурства во время праздника.
Лена Ефремова (zzorik) и компания - строитель, отделка, раскраска.
И множество других замечательных людей, которых я не упоминаю исключительно чтобы случайно не забыть других участвующих замечательных людей.

Максим Грибоедов. Январь 2011



о символике флага...