19.0320.0322.03

О флагеРОЖДЕСТВЕНКА

ГЛАВНАЯ ТРУДОВИЧОК МАСЛЯНИЦА МАСЛЯНИЦА СОЛОВКИ ОТСЕБЯТИНА ХОРОВОД ПОСИДЕЛКИ ГАЛЕРЕЯ КОНТАКТЫ

Велопоход в лето 2003г от Р.Х.

Когда приезжаешь в старинный город то начинаешь искать глазами где там возвышаются над современной застройкой всякие достопримечательности. Город Вятка (он же Киров) согласно описаниям в путеводителе должен быть достаточно интересным, однако 20 минут езды от вокзала в сторону цента так и не принесли желаемого результата. Регулярная планировка, стандартный набора улиц- Ленина, Воровского, Герцена, Урицкого и пр., трубы предприятий говорят о крупном промышленном центре советских времён. Наконец пошли старые кварталы, но где же обещанные путеводителем монастыри? Где вообще хоть одна церквушка? Только сверившись с картой, их удалось обнаружить за домами. Аккуратно пробираюсь через грязную подворотню на задворках спорткомплекса Динамо. Когда-то тут были Святые ворота Преображенского монастыря, а сейчас вход в какой-то диспансер. Монастырские постройки давно приспособлены под разные хозяйственные нужды, кругом валяется битое стекло и растёт бурьян. Собственно относительно целым остался только главный собор, который служит приходским храмом и сейчас реставрируется. Церковь конечно красивая (в 1696г. ещё умели строить оригинально), но бестолковый деревянный забор основательно мешает фотографировать.

В вятском крае сложилась своеобразная архитектурная школа. По каменным узорам местные церкви напоминают храмы Тотьмы и Вел.Устюга только более барочные- любили тут выкладывать из кирпича разные завитушки. Может когда-нибудь и эта церквуха станет действующим памятником своей эпохи.

После Преображенского м-ря появилась привязка к местности и далее всё пошло по плану, осматриваю всё, что ещё значится в карте- церквушки, музеи. Последние, естественно, по разным причинам закрыты. От краеведческого музея осталась только администрация, а он сам уже несколько лет как преставился. Вообще Вятка оставляет впечатление типично советского промышленного центра, где культурное наследие давно отошло на второй план и за исключением самой главной достопримечательности- Трифонова м-ря тут смотреть нечего.

Все населённые пункты в этих местах располагались вдоль водных торговых путей один из которых Астрахань-Архангельск проходил по рекам Волга- Вятка - Молома- Луза- Сев.Двина. В 15-17 вв. на Вятке возникли несколько городков- Орлов, Котельнич и Тужа, которые я и собрался посетить по пути в Йошкар-Олу. Основная дорога делает большой крюк вокруг Кирова и идёт вдоль р.Вятки. Чтоб не наматывать километры по новой трасе решаю ехать по дороге на Советск (Кукарка), а далее перебраться в Орлов на обозначенном на карте пароме. Судя по путеводителю, в этом направлении в Пасегове сохранилась интересная церковь, но вот наличие парома вызывало большие сомнения. Церковь действительно не разочаровала- то самое вятское барокко, а вот с переправой возникли разночтения. Местные жители утверждали следующее: "переправы давно нет", "есть будка со сторожем, который может перевезти на лодке", "существует мост", "есть брод" и только за несколько километров до реки удалость допросить пьяного дяденьку-рыбака из несвязанной речи которого следовало, что на реке есть какая-то песчаная коса по которой можно перейти а потом нужно погромче орать. Кому и что надо орать я выяснять уже не стал т.к. дяденьке мысли и так давались с трудом. Главное, что какая-то переправа есть !

Через 10 км. грунтовка упёрлась в речку, на другом берегу за лесом показалась верхушка орловской колокольни, но следов переправы видно не было. Полазив некоторое время по прибрежным кустам и несколько раз сунувшись в воду я нашёл-таки заветную мель. В самом глубоком месте воды там оказалось по грудь, а значит пожитки можно легко перенести на голове. Правда песчаная касса имела крутой обрывом- шаг в сторону и можно нырнуть и ещё эти дурацкие слепни- не люблю плавать в одежде, но придётся.

Радость быстрой расправы с рекой длилась не долго, через 300м. я снова вышел на берег, но уже очень широкой речки. Это и была настоящая Вятка, а то, что я переходил в брод оказалось всего лишь старицей (в карты то заранее смотреть лениво). Так я оказался на необитаемом острове и открылась тайна слов рыбака о пользе громких воплей...

В конце концов, обалдевшие рыбаки на другом берегу перевезли меня с велосипедом на материк. Тут-то они узнали, что песчаную косу через старицу вовсе не размыло весенним половодьем и нужно только сапоги натянуть по шею, а я пострадал от неуёмного желания узреть их развалившеюся колокольню. Рыбаки оказались людьми сердобольными и деньги за переправу брать отказались- что возьмёшь с придурка.

Городок Орлов известен с XVв, из достопримечательностей тут имеется колокольня бывшего Казанского собора, одна церквушка 18в (сейчас восстанавливается) и кое-что из старой городской застройки. Конечно, о восстановление былого тут речи не идёт, хорошо хоть старое название вернули, а то какой-то революционер пожил тут в ссылке несколько лет и стал город называться Халтуриным.

Через 30 км после Орлова на берегу Вятки возвышается интересная церквушка- Ильинский храм 1767г. Снова кирпичные узоры на стенах, вокруг покошенная трава- значит храм "живой", но службы тут совершаются только по праздникам- кто же в такую дыру поедет служить?

Город Котельнич возник одновременно с Орловым и служил тем же торговым целям. Естественно по застройке эти городки очень похожи. Тут обнаружилась действующая церковь весьма оригинального вида: местные умельцы почему-то использовали для её реставрации белый силикатный кирпич. Новое ажурное крыльцо получилось весьма своеобразным. Еще веселее оказалась доска объявлений на храме: "среда- санитарный день, четверг- требный день. Ритуальные услуги- высокое качество, низкие цены". Жизнь идёт своим чередом.

Следующая достопримечательность находилась в селе Рождественское перед Яранском. В путеводителе местный храм Рождества значился одним из лучших в крае. К сожалению, путеводитель составлялся в 1971 и наших дней храм не дожил. В своё время его хотели реставрировать, но не успели и центральный свод рухнул несколько лет назад. Теперь о былой красе можно только догадываться по лежащем на земле и заросшим берёзками фрагментам стен. Целой осталась лишь колокольня за которую кое-где ещё цепляются полусгнившие реставрационные леса.

Наконец, последний пункт программы первого дня пути- город Яранск. Он, пожалуй, порадовал больше всего. Построенный при Иване Грозном как крепость, Яранск долгое время был торговым центром. Удивительно, но центр города полностью сохранился с 18-19в, есть два действующих храма и даже домики в весьма приличном состоянии. Радуют даже магазины в которых продают продукцию собственного молочного и ликёро-водочного заводов, везде имеется квас и вода "Буратино" в стеклянных бутылках с советскими этикетками по цене 5.50. Есть в Яранске маленький краеведческий музей в котором представлен вполне представительный набор предметов крестьянского быта, коллекция самоваров, предметы палеонтологии и чучела местной фауны. Туристы в нём, по словам экскурсовода, появляются раз в 5 лет. По легенде сюда когда-то занесло велосипедистов, а потом были ещё какие-то иностранцы и я, как почётный третий посетитель даже заслужил персональную экскурсию.

Второй день пути начался осмотром Йошкар-Олы ранее известной, как Царёвококшайск. Сейчас это крупный промышленный город значительно выросший с дореволюционных времён. Старая застройка сохранилась, но и поздняя смотрится вполне симпатично поскольку выдержана в едином "сталинском" стиле. Единственной серьёзной архитектурной достопримечательностью города можно считать здоровенный храмовый комплекс, что возник на берегу реки за годы перестройки.

Всё остальное время второго дня прошло в достаточно нудном перегоне по казанскому тракту, наводящем на всякие мысли о бесцельности подобных путешествий. Наверное, надо исключать из маршрута подобные участки, смотреть нечего, машин много, а про качество дорог вообще отдельный разговор. Такого асфальта как в Кировской области и Мари-Эл я еще не видел. Видимо его тут не укатывают, а утаптывают. Бесконечные щели в асфальте аккуратно обмазывают варом по краям (зачем это нужно я так и не понял), а про асфальтированные обочины тут вообще не слыхивали. Если на участке Киров- Йошкар-Ола можно было ехать по центру дороги и выбирать ровные места, то теперь дорога была забита машинами так. Только и смотришь в зеркала, только разгонишься- появляется очередная фура и приходится уходить на песок. В результате возникли проблемы с техникой - стали лететь спицы, по проблеме с задним тормозом стало ясно, что начинает образовываться восьмёрка. Жалко колесо- мы с ним проехали больше 10 000 км.- весь Север, а тут на этой долбаной дороге..., но может аккуратненько и дотяну.

Так отвратительно прошёл второй день, зато завершился он замечательно. Перед Зеленодольском есть поворот на новую казанскую трассу, на карте её ещё нет по причине недостроенности, но времени она экономит массу. Один у неё недостаток- полное отсутствие деревень с магазинами. Так назревала угроза голодной ночёвки у стен бывшего Раифского м-ря. Я думал, что там очередная развалина, но он оказался самым ярким впечатлением похода. Уже на подъезде я увидел белые стены и купола обители. В такой глуши оказался здоровенный полностью восстановленный монастырь, имеется даже кафе на берегу озера с фонтаном, вечерняя подстветка и все прочие прелести красивой жизни. Как оказалось, раньше это был один из известнейших монастырей края, основанный в 1613г он пережил период бурного расцвета, пострадал от Емельяна Пугачёва, в 20-х гг. превратился в колонию, был разрушен и исчез с географических карт. В 1991г. его вернули церкви. Трудно сказать, что позволило монастырю восстановится - чудо или раифский святой источник, который широко известен в Татарии. Видимо продажа воды определила доходы и теперь тут в храмах резные золочённые иконостасы, росписи, мощённые дорожки, море цветов (явно работали дизайнеры), подсобное хозяйство, приют и всё прочее, что положено иметь монастырю. Я переночевал в лесу у стен обители, с утра сходил на службу и поехал в Казань.

Вообще передвигаться по незнакомому крупному городу на велосипеде очень неудобно. Оставлять его опасно, так что в музеи не пойдёшь, остаётся только внешний осмотр. Я сначала вообще думал сюда не заезжать, на раз уж по пути то хоть снаружи посмотрю.

Честно говоря, в Татарии мене больше всего хотелось посмотреть на мусульман в их естественной среде обитания, я даже Коран заранее проштудировал для пущей подкованности при общении с местным населением. Уж очень интересно посмотреть, как ислам наступает на православие. В Казани исторически церкви и мечети стоят рядом, причём последние сейчас активно строятся. В кремле завершается "стройка века"- восстановление главной мечети Татарии- Кул Шариф, которая сгорела ещё во время взятия Казани почти 500 лет назад. Теперь она станет главной достопримечательностью города. Но эта стройка скорее политический акт правительства, чем реальный подъём национальной религиозности. Другие признаки серьёзной исламизации в городе отсутствуют. Все прочие мечети (так же как и церкви) прибывают в достаточно потрёпанном виде. Я даже хотел проникнуть в одну из них, но решил не рисковать- правил поведения не знаю, там кругом дяди в тюбетейках и "шахидки" в платках, а я в грязных штанах и кедах на босу ногу на правоверного не похож. Пожалуй только формальное наличие мечетей и указывает на мусульманские традиции в Татарии, в остальном всё как у нас. Единственно, что отличает Татарию от Подмосковья это надписи- буквы русские, но ничего не понятно. Но самое главное всё-таки понимаешь: "кибет" это магазин, а "ашамлыклар" -продукты, где продают чак-чак и местную ряженку- катык.

Реально в Казани хорошо сохранился только кремль и его ближайшие окрестности, которые в преддверии 1000-летия города усиленно ремонтируют. Всё остальное весьма запущено, много брошенных домов и даже есть целые пустующие кварталы в которых обитают бомжи. Я даже зашёл по нужде в гостеприимно выбитую дверь такого дома. По углам сразу зашуршали испуганные крысы, а одна, сама наглая, стала обнюхивать мои кеды и только убедившись в их полной несъедобности стала не спеша протискиваться в свою дырку.

Путь на Симбирск проходит по старому Оренбургскому тракту. Теперь он стал проще, поскольку в Сорочьих Горах вместо парома сделали нормальный мост. Правда сама дорога лучше не стала, куча машин, узкая обочина и к этому прибавился еще сильный боковой ветер и подъём хоть (слабенький но зато около 30 км). Это и добило мой велосипед. Спицы я подтягивал утром, в Казани ходил пешком, потом был медленный подъём, а тяжёлая болезнь колеса всё прогрессировала. На первом же хорошем спуске, убедившись, что машин сзади нет я вылез с обочины и стал разогнаться... Велосипед неожиданно странно завибрировал, я ударил по тормозам, но удержать равновесие несмог. Оказывается, попытка затормозить ручным тормозом колесо-восьмёрку на большой скорости приводит к поразительному эффекту. Спидометр остановился на 38.6 км/ч, а далее был полёт по опробованной еще под Кондопогой траектории и посадкой на асфальт. Прошлый опыт пришёлся к месту, в этот раз всё сделал грамотно: задницей и локтями об асфальт не тормозил, несколько раз кувырнулся и остановился. Если в прошлый раз один воротник рубахи целым остался, то теперь только спину немного поцарапал- прогресс !

Осмотр колёса показал, что оно уже задевает за раму, спицы болтаются (и как это они так дружно раскрутились?) в результате зад велосипеда на скорости вихляет, а если колесо сжимается тормозом, то вихлять начинает уже вся рама. Запасных спиц у меня не было, да и править такие восьмёрки мне не приходилось. До Симбирска (через Болгары) ехать еще более 200 км, там есть тихая грунтовая дорога, но до неё ещё нужно доехать по спуску среди машин и без заднего тормоза. Решил больше не рисковать и заканчивать поход- итак впечатлений достаточно. На попутке вернулся в Казань, в надежде этим же вечером влезть в московский поезд. Билетов, конечно, не было и я завис до следующего вечера. Куда можно деться в крупном городе в 11 часов вечера? Ночевать на вокзале не хотелось, самая дешёвая гостиница 250р, но с велосипедом не пускают, а куда пускают стоит уже 600р. Пришлось сесть в последнюю электричку и выехать в ближайший пригород с лесом.

Весь следующий день я посвятил детальному осмотру Казани, чем и завершил очередной велопоход. Теперь думаю о том, как бы в следующий раз посмотреть Пермскую область, например, проехать от Нижнего Тагила до Чардыни через Урал. По карте там дорог почему-то не видно, но может кто подскажет тайную тропу?



о символике флага...