19.0320.0322.03

О флагеРОЖДЕСТВЕНКА

ГЛАВНАЯ ТРУДОВИЧОК МАСЛЯНИЦА МАСЛЯНИЦА СОЛОВКИ ОТСЕБЯТИНА ХОРОВОД ПОСИДЕЛКИ ГАЛЕРЕЯ КОНТАКТЫ

Велопоход Великий Устюг-Никольск-Макарьев-Кинешма

(июль 2002)

Этим летом планировался очередной грандиозный поход по Коми и до Москвы, но желания не совпали с возможностями, маршрут пришлось здорово урезать. Отпущенную обстоятельствами неделю я решил потратить на осмотр последнего неизученного мною участка вологодской области - Великого Устюга, а далее проехать на юг по свежепостроенной трассе Котлас-Шарья в Ивановскую область. Итак, уже под вечер, выгружаюсь с велосипедом на ст. Ядриха, что перед Котласом и еду в Устюг.

В восемь вечера в городе уже всё закрыто, так что остаётся только внешний осмотр. Приятно, что город почти не испорчен советской застройкой, сохранил старый колорит и пребывает в весьма приличном состоянии. Вероятно, официальный статус родины Деда мороза приносит свои экономические выгоды. Местные жители говорят, что зачастило сюда высокое московское начальство, а за ним потекли деньги на реставрацию.

Главный собор и прочие достопримечательности уже закрыты, но и снаружи они выглядят весьма достойно. В этом районе вологодской области имеется свой особый архитектурный стиль- тотемское барокко и потому местные постройки действительно оригинальны и неповторимы своим причудливым кирпичным узором.

Всё население города лежит на пляже, поэтому на набережной остались только немногочисленные туристы с фотоаппаратами. Действующих храмов в городе не много, остальные служат музеем, библиотекой или на ремонте. Вот главный храмовый ансамбль города -Соборное дворище во главе с древним Успенским собором, а вокруг разместились церкви поменьше. Когда-то на этом месте жил святой Прокопий Устюжский, молитвой он отвёл от города метеоритный дождь, чем и прославился. Его камень уже более 700 лет лежит на берегу Сухоны возле крыльца церкви Прокопиевской церкви. От сюда открывается вид на церкви дымковской слободы за рекой, а вдали за полями видны купала Троицкого монастыря, что стоит на месте древнего чудского городища Гледен.

Из Устюга можно поехать в имение Деда Мороза, но это 8 км. от города и не по пути- ради осмотра новодела такой крюк делать не охота- нужно ещё засветло посмотреть храмы за рекой и выбраться из города на ночёвку. За мостом через Сухону есть автомобильная колея переходящая в тропу, которая идёт полями вдоль берега мимо дымковских церквей до самого Гледенского монастыря.

Уже в вечерних сумерках я выбрался на асфальт и вскоре у ремонтирующегося моста через Шарденьгу встретил одинокого дяденьку-сторожа, который старательно варил в бочке битум. Его костерком я решил воспользоваться для ужина, а самое важное, выяснилось, что рядом на реке имеется глубоки омут для купания. Тут и поселяюсь.

Следующий ездовой день начинается в 7 утра. В это время ещё сохраняется ночная прохлада, но солнце уже достаточно нагревает палатку, чтоб появилось желание вылезти наружу.

Первая остановка на пути- Кичменгский городок. Основанный в 1682г., сейчас он стал обычным провинциальным городишком с непонятно чем занятым населением. Из достопримечательностей в городе сохранились старые торговые ряды, отдельные элементы жилой застройки 19 века и три церкви. Основной интерес представляет старое городища с достаточно высокими земляными валами и маленькой церквушкой в центре- единственной действующей в городе. Зачем понадобилось это оборонительное сооружение созданное, как явствует из надписи на памятном камне, в конце 17 века, не ясно. С валов открывается красивый вид на р.Юг.

Следующую остановку делаю в Никольске- районом центре Вологодской области основанном в 1780г. Из старой застройки тут сохранилась лишь одна улица и две церкви. Другая достопримечательность- местная минеральная вода "Никольская".

За Никольском начинаются "неведомые земле". По российскому обычаю нормальные дороги на границах двух областей имею обыкновение заканчиваться. По рассказам очевидцев здесь когда то завяз не один трактор, но пару лет назад появилась новая трасса на Макарьев и Шарью. Наверно я первый из велосипедистов, кто воспользовался этим достижением цивилизации.

По пути встречается село Пермас с крестиком на карте. Церковь тут давно закрыта и даже её название затерялась в памяти жителей. Главной достопримечательностью села является старый деревянный подвесной мостик через Юг, который соединяет две половины села.

На вторую ночёвку я встал как только въехал в Костромскую области у маленького ручья. Рядом с палаткой уже вырос мой ужин- несколько подберёзовиков с сыроежкой. Первый полноценный день путешествия позади и это явно чувствуется, вернее наоборот- появилось полное безразличие ко всему. Хоть пройдено почти 200 км да ещё по жаре и с рельефом, но усталости нет, не хочется ни есть, ни спать, и даже пить. Это странное "второе дыхание" плохой признак, кажется, что можно ехать всю ночь. Наверно за день я всё же перегрелся и ещё эти постоянные горки. Хотя особых круч на пути не было, но зато непрерывно шли затяжные ступенчатые подъёмчики длиной в 1-2 км. В иное время на это можно не обращать внимания, но в жару они сильно портят жизнь. Горло пересыхает от жары и приходится постоянно пить. За день выпивается более 10 литров воды и это не считая молока и др. жидкостей. В результате всего кормить и укладывать себя спать приходится почти насильно.

Другой проблемой на этой дороге стало отсутствие воды для купания. Озёр нет, а речки все мелкие с заросшими берегами и кучей комаров, это не Карелия, плавать совсем негде. Остаётся только терпеть до нормального водоёма или периодически валятся в разных лужицах прямо в одежде.

После дневной жары земля упорно не хочет остывать и нормально спать можно только прямо на полу палатки без коврика. Так гораздо прохладнее, но из-за угрозы во сне чего застудить приходится постоянно ворочиться с одного бока на другой.

Следующий день пути ничем особым не ознаменовался. Был длинный перегон до Макарьева по новой асфальтовой трассе, через бесконечные малонаселённые леса. Жизнь стало появляться только когда дорога пошла вдоль р. Унжи. Хотя все церкви тут заброшены и весьма однообразны по архитектуре, но это компенсируется наличием бабушек с коровами и молоком.

Появилась ещё одна напасть- солнце так нагрело асфальт, что он покрылся лужами расплавленного битума. Колёса стали хлюпать, а велосипед и ноги украсились узором из липких чёрных нитей. Самое противное в том, что на битум налипает куча мелких камешков с дороги, через каждые несколько километров велосипед начинает трещать, приходится останавливаться и ножом чистить колёса от этой дряни. Так пришлось ехать почти до самого захода солнца. Третья ночёвка была в лесу у села Угоры, километров за сорок до Макарьева.

Утро следующего дня началось с осмотра древнего городища Унжа, что находится по пути в Макарьев. Раньше тут был укреплённый город, в 1522г.он даже выдержал татарскую осаду. С тех времён сохранились лишь земляные валы на высоченном берегу реки с которых открывается вид на многие километры в даль. В селе есть три церкви, причём одна действующая и сохранившая старое внутреннее убранство.

В XV веке не далеко от городища преп. Макарий Желтоводский основал свой монастырь, а позже к монастырю переехал и весь город. Так возник Макарьев- ныне замечательный зелёный городок с многочисленной старой застройкой, церквями и парками. Макарьевский монастырь стал женским и сейчас активно восстанавливается. Его высокие стены проходят по краю обрыва к реке и глубокого оврага, так что когда-то он был действительно серьёзным оборонительным сооружением. Между монастырской стеной и обрывами имеется узкая обходная тропинка вся покрытая маленькими белыми вьюнками. С неё открывается замечательный вид на окрестные сёла, который особенно хорош при совмещении осмотра с обедом.

После Макарьева ехать стало совсем душно, всё предвещало близкую грозу. И точно, погода стала быстро портится, нависли тучи и поднялся сильный ветер (конечно встречный). Стало видно, что гроза неизбежна и надо принимать меры безопасности. Всё что могло промокнуть было убрано в гидромешок, а я приготовился встретить стихию во всеоружии т.е. в одних плавках. Гроза началась быстро, упало несколько больших капель, сверкнули молнии, а потом с неба обрушился сплошной поток воды, какой бывает после нескольких недель засухи. Дорога мгновенно превратилась в сплошной булькающий поток, видимость упала до нескольких десятков и всё засверкало в свете молний. Пришлось резко сбавит скорость потому, что вода стала заливать глаза, а дышать пришлось ртом постоянно выплёвывая воду.

Всё стихло минут через 20, сразу выглянуло солнце, но вместо ожидаемой прохлады случилась очередная неприятность. От горячей земли пошёл такой пар, что ехать стало совсем тяжело. Такая баня хуже любой жары.

С очередной горки показались купала какой-то церкви. Это оказался большой недавно отреставрированный храм в посёлке Кадый, что стоит на р.Вотгать. Как он тут уцелел и ёщё действует непонятно, а самое удивительное, что рядом строят ещё один деревянный. Местные жители сказать что-либо толкового о истории своего посёлка не смогли, но по личным наблюдениям есть признаки старого городища.

Последняя пятая ночёвка похода случилась на р.Медоза. На следующий день я планировал доехать до Кинешмы и сесть в поезд. Эта заключительная часть пути от Островского до Заволжска выгодно отличалась от предидущих. Прямая автотрасса с однообразным лесом сменилась узкой, но качественной дорожкой, которая постоянно извивается среди лесов и кошенных полей. В таких местах сразу чувствуется близость какой-нибудь усадьбы. За селом Щелково дорожный указатель показывает направление к имению Н.А.Островского Николо-Бережки. Это первая и единственная усадьба за более чем 700 км пути и она стоит осмотра. Место выбрано очень толково на высоком холме с сосновым лесом, внизу речка и пруд с островком по средине. Теперешние хозяева явно следят за хозяйством: дом отреставрирован, трава подстрижена, клумбы, беседки, скамейки, целебный родник- всё как положено. Даже большой бронзовый памятник владельцу имеется.

За усадьбой последовал короткий перегон до парома через Волгу и последний пункт похода -Кинешма. Это место мне знакомо еще по институтским военным сборам, но тогда ничего посмотреть не удалось. И вот теперь, через 8 лет, это можно сделать беспрепятственно. В архитектурном плане город стоящий, но удивляет одно- обилие солдат нашей доблестной армии, которые ходят нетвёрдой походкой по набережной Волги и лежат на скамейках с бутылками пива. Эта общая беда всей России в Ивановской области чувствуется особо остро. Текстильный край пострадал в последние годы сильнее всего и поэтому особенно проявились последствия перестройки. Часть населения перешла на натуральное хозяйство и приспособилась, а другая старательно убеждает себя в бесперспективности жизни и спивается. Даже какая-то озлобленность проявляется. Обычно местные жители проявляют интерес к туристам, рассказывают о себе, угостят чем или хотя бы честно попросят на бутылку- надо же обмыть знакомство. А тут сразу чувствуется осуждение типа "делать вам нечего, с жиру беситесь, вот и шляетесь бесцельно где попало". Может в чёт то они и правы...

Работы в области действительно мало, но только кажется, что дело тут даже не в ней. Люди уже не способны нормально работать, сколько им не плати- всё пропьют, а занять себя чем-нибудь иным не умеют. Уже в московском поезде я познакомился с рабочими, которые ехали в Москву на заработки- строить коттеджи (вообще, весь вагон ехал либо что-то строить, либо за шмотками на продажу). Как и положено поговорили о жизни и тяжелой народной доли, а закончилось всё это как всегда водкой с пивом. Рабочий класс всё ночь отрывался по полной программе и прибыл в столицу в основательном "разливе", но с твёрдым желанием найти хорошую работу. Вот только не ясно кто им её даст, кто оценит этих вечно пьяных, рабски покорных, бесправных, но в душе хороших людей.



о символике флага...